Интервью с выпускником
SAS | Валерия Сидоренко

11 июля 2023

Почему ты выбрала социологию?

Знакомо ли вам ощущение, когда ты вроде достиг большого успеха, но он для тебя не имеет никакой ценности?

По меркам среднестатистического школьника, я была успешной. Мной гордились, и я была тем «сыном маминой подруги» или, говоря языком наших родителей, «спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей». Тем не менее все личные успехи я воспринимала скорее как новое давление и новые ожидания, которые теперь будут плестись за мной хвостом. Я уже получаю за контрольную отлично не потому, что мне нравится этот предмет и я приложила массу стараний, а потому, что «я же отличница, по-другому и быть не может». А как иначе, когда вся твоя семья, кроме дедушки-троечника, окончила школу с медалью в зубах? Для нас это норма.

Не вдаваясь в поэзию, идея заключается в том, что очень часто я делала что-то не из личных интересов, желаний и ценностей, а потому, что так хотели другие. Кульминацией этого конфликта стало то, что, оканчивая школу с золотой медалью, я не могла понять, кем мне быть, поэтому сдавала ЕГЭ сразу по шести предметам, при этом физику и обществознание решила сдавать за два месяца до экзаменов. Родители хотели, чтобы я поступила на физико-математическое направление. Кто-то говорил, что сейчас век биотехнологии и цифровизации, следовательно, нужно смотреть на IT. В итоге я подала документы сразу на экономику, управление инновациями, компьютерную безопасность и в SAS на социологию, которая (как я поняла только сейчас, проанализировав весь свой опыт) стала своего рода личным бунтом против давящих ожиданий окружающих меня людей. Я выбрала бунт.

Однако, помимо того, что социология была так не похожа на все то, что от меня хотели, выбрала я ее не только из-за своих революционных настроений. Социология как область исследований поразила меня широтой всех дисциплин, которые она в себе объединяла. Это наука о человеке в мире, созданном человеком и для человека. Социология — буквально обо всем, поэтому она дала мне карт-бланш в академическом плане, предоставив свободу двигаться в любом направлении и продолжать искать себя.

Получается, я обратилась к социологии всем назло, но, углубившись, поняла, что она способна дать именно то, что мне нужно, — пространство для самопознания. Я точно на правильном пути, ведь теперь успехи воспринимаются намного слаще.

Каким был для тебя путь в SAS?

Никакой тактики я точно не придерживалась. Я просто пыталась наслаждаться процессом, каким бы ни оказался конечный результат. Я выбирала элективы, которые мне отзывались, а если я все-таки попадала на курс, который мне не отзывался, то я пыталась найти тему в рамках курса, которая была бы мне интересна. Так, выбирая элективы по наитию, я начала замечать, что все-таки вырисовывается сфера, куда меня тянет больше всего. В результате я получаю дополнительную специализацию (майнор) по культурным исследованиям.

SAS мне определенно помогла разобраться в себе и начать понимать, что мне нравится. В SAS стираются понятия нормы и нормальности. Тебе не говорят, кем ты должен быть или какой ответ ты должен дать, потому что и правильного ответа не существует, ведь в академических рамках «правильно» — понятие субъективное, как и в жизни, где «правильно» — это то, что подходит исключительно тебе (в рамках закона, конечно).

Не хочется умалять чей-то опыт и трудности, с которыми кто-то может сталкиваться в SAS (многие из них очень даже объективные), но, говоря за себя, здесь мне точно дышалось свободно, и нахождение в этой образовательной среде определенно повысило степень моей осознанности. Несмотря на то, что за SAS закрепился образ конкурентного места, мне конкурировать не хотелось, и доказывать никому я тоже ничего не собиралась. Надоказывалась уже. Хватит… SAS и правда собрала в своих стенах гениальных, суперзамотивированных, суперпроактивных людей, и я боялась, что они сочтут меня хуже себя и подвергнут остракизму (смотрите, какое умное слово я знаю!). Но иногда очень классно признать, что ты чего-то не знаешь, главное — что ты решишь с этим делать. Я решила хотеть учиться вместе и учиться от коммуникации с этими прекрасными и талантливыми людьми.

Вообще, когда ты позволяешь себе признать свое несовершенство, ты открываешь очень много новых возможностей. Например, наслаждаться процессом обучения. Порой это выливалось в максимально антинаучные сумасшедшие эссе, которые едва ли могли иметь какое-то продолжение. Зато я кайфовала. Короче, академический гедонизм — это вещь! Всем советую.

В прошлом году ты училась в Португалии по программе международного обмена. Понравилось ли тебе?

Идея поступать в магистратуру за рубежом была моей целью номер один при поступлении в SAS, поэтому поездка по программе обмена стала неким тест-драйвом, чтобы понять, смогу ли я жить за рубежом, понравится ли мне это и, что самое важное, действительно ли это мое желание, а не что-то навязанное снова извне.

Я училась в Университете Порту с февраля по август на третьем году обучения в SAS. Там я встретила удивительных людей, добрых и открытых, готовых оказать помощь и быть хорошими друзьями. Хоть мы и принадлежали к разным культурам, национальностям и у нас были разные взгляды на мир, мы оказались намного ближе, чем можно было представить. Я думаю, сегодня как никогда важно понимать, что на самом деле у нас больше общего, чем различий. В конечном итоге мы все очень похожи. Программа обмена — это огромная возможность сказать нет любым стереотипам и культурным предрассудкам. Программа обмена — это возможность взглянуть на мир глазами других людей. Программа обмена — это возможность стать ближе к людям вокруг.

Хочу отметить, что огромную поддержку, в том числе моральную, мне оказали в SAS и в целом в ТюмГУ, ведь с организационной точки зрения подготовка к международному обмену — это довольно длительный и сложный процесс с большим количеством документов и процедур.

Помимо расширения культурного опыта, обучение за рубежом является отличным и невероятно быстрым способом для личностного роста, потому что ты попадаешь в другие условия и сталкиваешься с вызовами. Они сильно тебя мотивируют на развитие, а точнее, у тебя просто нет варианта не развиваться. Камнем преткновения стал португальский язык. Вот это новость! Кто бы мог подумать, что в Португалии на нем говорят?

В итоге я обнаружила себя сидящей в классе, полном португальцев, которые вовсе не собирались со мной общаться не на португальском. Вообще, если вы думаете, что все кинутся с вами дружить, как только вы перешагнете порог класса, потому что вы диковинная птица, приехавшая издалека, то можете оставить свои сладкие мечты в России. Так, на мой вопрос местному профессору: «Что будем делать?» — мне лишь порекомендовали пройти курс португальского языка. В итоге я уговорила профессоров на то, что буду заниматься самостоятельно. Благо, самообразованию SAS нас научила.

Это не история про то, что у меня появилась чудесная возможность ничего не делать. Я приехала сама и курсы выбрала сама. Я хотела их изучать, а значит, двигалась к этой цели, поэтому я посоветовалась с профессорами, какую литературу мне изучать, и пошла в библиотеку.

Что тебе дал этот опыт? Сделала ли ты какое-нибудь открытие для себя?

Именно в этот период у меня впервые возник иной взгляд на то, что такое успех и что успех значит для меня. В Португалии за один из экзаменов, по истории города, я получила трояк. Бабушка на это сказала: «‎Лера, какой кошмар, позор для золотой медалистки! Что о тебе подумают люди? Кто тебя замуж возьмет… Все должны видеть, что ты самая лучшая, самая талантливая, самая красивая…» А я ее слушала и вообще чувство вины не испытывала, потому что я гордилась этой тройкой. Я поехала в Португалию, полгода занималась сама, пришла на экзамен с нулевым пониманием, что там будет, и без какой-либо помощи получила заслуженную тройку. «‎Вот это я молодец! — подумала я. — Куда ее повесить, чтобы все видели?»

Успех — понятие субъективное. Он зависит от обстоятельств, ценностей, входных данных и множества других факторов, поэтому он не может быть унифицирован. У каждого свой успех: то, что успех для одного, необязательно должно рассматриваться как успех для других людей. Разговаривать тут не о чем.

В SAS студенты после 3-го курса проходят стажировки. Чем ты занималась и получила ли реальный опыт?

Я проходила практику онлайн во время обучения в Португалии. Меня приняли в HR-отдел компании «Этажи», где я участвовала в организации различных custdev-исследований (Customer Development — исследование потребностей человека с помощью проведения «глубинных» интервью) об эмоциональном состоянии их работников. Я давала рекомендации организационного характера, а также по стратегии сбора данных, вопросам и их количеству.

Я получила хороший опыт. Не знаю, культурные ли это особенности, но часто на практиках ты не ощущаешь свою ценность: постоянно кажется, что в силу твоего возраста и образования есть работники лучше тебя, что твой труд не важен, что ты не можешь дать организации то, что нужно. Такое самопринижение и обесценивание собственного труда точно не играет на руку. На момент стажировки я была не лишена подобного самобичевания. Однако в «Этажах» ко мне относились как к специалисту, чье мнение действительно было важно. Они ясно давали понять, что мой голос в интересующих их вопросах для них очень ценен. Помимо того, что я была очень польщена, я впервые взглянула на себя и знания, которыми я обладаю, как на ценный ресурс, который я могу продавать. Кстати, приятный бонус —  после стажировки мне предложили должность ассистента.

О чем твоя дипломная работа и как тебе помогло обучение в SAS с исследовательской точки зрения?

SAS поддерживает исследовательскую деятельность. Практической ориентации как таковой у нас нет, но я думаю, что в этом и заключается ценность обучения в SAS. Мы сначала получаем широкие теоретические знания, чтобы затем погрузиться в определенную сферу. Благодаря тому, что ты варишься в котле разных научных направлений и дисциплин, ты набираешь знания из разных сфер, а в процессе обучения начинаешь видеть взаимосвязи между ними и переносишь это понимание на свою деятельность.

Если говорить про мои исследовательские интересы, то последние два года я увлечена сферой городских исследований. Моя дипломная работа — самое весомое исследование на данный момент — посвящена изучению человеко-пространственных взаимоотношений. Когда мы говорим об участниках этой интеракции, мы, как правило, наделяем человека активной ролью, а физическому пространству остается довольствоваться более пассивной позицией. Есть в этом своя логика, потому что именно человек, будучи творцом, наделят пространство, которое он создает, смыслом, вкладывает туда собственную идентичность, воспоминания, личные значения. Тем не менее пространство тоже обладает силой влиять на человека и формирование его идентичности. Проблема в том, что, апеллируя к таким эфемерным понятиям, как «самоопределение» и «самоощущение», влияние пространства на человека отследить и измерить гораздо сложнее. Граффити в моей работе становится элементом материализации последствий этих взаимоотношений. Я пытаюсь выявить причины того, почему кто-то решает оставить свой след на городской поверхности и что он хочет этим сказать.

Будешь ли продолжать свое исследование?

Мне определенно интересно узнавать больше о городском развитии. Я вижу в этом потенциал для построения будущей карьеры, поэтому будет логично продолжить разбираться в этой сфере.

Я получила стипендию Erasmus Mundus (европейская программа грантовой поддержки студентов и преподавателей) и с сентября начну обучение на магистерской программе по городским исследованиям 4CITIES. Это программа гуманитарной направленности, и, судя по учебному плану, она комплексно охватывает концепты, подходы и методы для изучения и понимания города прошлого, настоящего и будущего. Ее уникальность заключается и в том, что она проходит в четырех разных странах Европы, а это значит, что есть возможность своими глазами увидеть, как функционируют разные города. Это ценно, потому что города, как и люди, тоже разные. Понятие нормы отсутствует и для тех, и для других. Что работает для одних (людей и городов), может вовсе не сработать для других. Наша задача — увидеть, проанализировать и учесть этот опыт для того, чтобы по итогу создавать пространства для людей.

Что для тебя SAS?

Для меня SAS — это о свободе: с одной стороны, интеллектуальной, ведь есть возможность искать себя в разных областях, не ориентируясь на других, а прокладывая свой собственный путь; с другой стороны, ментальной, потому что с тебя снимаются оковы нормы и нормальности, а единственное, что действительно важно, — то, что нужно тебе.

Большим примером того, что надо быть собой, наслаждаться жизнью, следовать за мечтой, даже если для большинства это будет казаться бредом, являются наши профессора. Это люди с горящими глазами, влюбленные в то, что они исследуют. Они такие смелые — буквально пересекли полмира, чтобы оказаться в центре Сибири, передавать свои знания и делиться своим опытом с людьми вокруг. Это не может не мотивировать и вдохновлять.